Гостевой дом - Республика Абхазия
  • Абхазия, г.Гагра, ул.Совхозная, третий тупик. Отдел бронирования: +79182064687 (WhatsApp), +78402340500
  • 79409609580@mail.ru

Историческая справка

История этой страны уходит в глубину тысячелетий. В Абхазии найдены древнейшие стоянки первобытного человека.

Этот край является частью древней Колхиды и древнегреческой цивилизации. Сюда за Золотым Руном плыли аргонавты во главе с Ясоном.

В первые века нашей эры Абхазия являлась провинцией Римской империи, затем входила в состав Византии, материальная и духовная культура которой были восприняты наиболее полно и осмыслены наиболее плодотворно.

К VIII-XIII вв. относится расцвет Абхазского царства. В эту эпоху были построены наиболее значительные памятники абхазской архитектуры. Территория царства простиралась от устья Кубани на западе до границ Армении на востоке.

К периоду (XIV-XVII вв.) относится колонизация ряда прибрежных пунктов Абхазии Генуэзской Республикой.

В результате агрессии имеретинских царей и мингрельских князей Абхазское княжество в XV-XVI вв. потеряло свои восточные земли, которые ей пришлось отвоевывать до конца XVIII вв.

С середины XV в. страны восточного Причерноморья, в том числе и Абхазию, подчинила себе Османская империя. В главных приморских крепостях размещались турецкие гарнизоны, а в Сухум-Кале и Анапе сидели наместники султана.

К концу XVIII в. Россия и Турция вступили в затяжную войну за обладание Кавказом. В этой ситуации кавказским владетелям и лидерам было трудно определиться с выбором, тем более, что ни одна из воюющих империй не могла гарантировать Кавказу безопасное существование.

В 1810 г. Абхазский владетель Георгий Чачба-Шервашидзе «на вечные времена» был принят со своим народом под покровительство русского царя.

После окончательного завоевания Кавказа в 1864 г. подавляющая часть абхазов-абазов (включая убыхов, джигетов-садзов), проживавших на восточных берегах Черного моря от Шахе до Ингура, а также на северных склонах Кавказа в верховьях Кубани (ащхаруа и ащуа) были выселены в пределы Османской империи. Прекратило свое существование Абхазское княжество.

В 1921 г. была образована ССР Абхазия, вошедшая в состав Советского Союза. С 1931 г.

Республика Абхазия была вопреки своей воли включена в состав Грузинской ССР на правах автономии.

После развала Советского Союза Абхазия провозгласила себя суверенной республикой и отстояла свой суверенитет в войне с Грузией в 1992-93 гг.

В 2008 году Россия первой из мировых держав признала независимость Республики Абхазия.

Столица Республики Абхазия – Сухум. Районные центры – Гал, Очамчира, Ткварчал, Гулрипш, Гудаута, Гагра. Курорты – Пицунда, Новый Афон.

Духовное наследие и культура Абхазии

 

Устное народное творчество

Фольклор абхазов - словесный и музыкальный - богат и разнообразен. В нем представлены древние трудовые и охотничьи песни, эпические сказания, предания, легенды, сказки, неисчерпаемое количество пословиц, поговорок и афоризмов, колыбельные, бытовые, любовные и другие песни. Одной из особенностей устно-поэтического творчества абхазов является многообразие, по сравнению с любовно-лирическим жанром, историко-героических песен разных эпох, посвященных мужеству и бесстрашию прославленных героев, подвигам самоотверженных борцов за свободу и независимость своего народа.

Апсуара

Свой национальный мир, основу своей национальной ментальности абхазы называют Апсуара. Именно с ее появлением древние люди, живущие в благодатной стране у Чёрного моря, стали абхазским народом. Не случайно слово «Апсуара» происходит от самоназвания этноса – апсуа. Апсуара – обобщённая характеристика абхазской национальной культуры, выраженная в устойчивой системе господствующих духовных ценностей и норм поведения. Гармонично переплетаясь, они придают ей согласованность и законченность. Несмотря на свою древность, Апсуара - не окаменелость и не музейный экспонат - это живой, развивающийся организм. Как у всего живого на Земле, у Апсуара есть душа и тело.

Душу Апсуара абхазы называют Аламыс. Аламыс – это совокупность всех высших нравственных качеств человека: честь, достоинство, благородство, свободолюбие, совесть, чувство долга, верность, целомудрие. Тело Апсуара – Ацас: обычай, который определяет все сферы народного бытия, его повседневный и праздничный жизненный уклад. Времена и обстоятельства меняли облик Ацас: отмирали устаревшие обычаи, но рождались новые, также воплощающие в себе вечные ценности Аламыс.

Благодаря диалектической гибкости, присущей Апсуара, древний абхазский этнос и в начале третьего тысячелетия, сохраняет уникальное своеобразие своей культуры, своё неповторимое лицо, одновременно представляя собой современный, европейски цивилизованный народ. Именно Апсуара, сбережённая через века и тысячелетия, сохранила народ, несмотря на все перенесённые им тяжкие испытания. Старинная пословица прямо говорит: «Абхазов то сохраняет, что они Апсуара почитают».

Сегодня люди всего мира, сопротивляясь глобализации, ищут духовную опору в собственных корнях. Народы, обладающие древней культурой, становятся предметом уважительной зависти со стороны «молодых» наций. У абхазского народа есть чему позавидовать и чему поучиться.

Архитектура и изобразительное искусство

В Абхазии сохранились дольмены эпохи бронзы (2-я половина III-го - начало II-го тыс. до н.э.), следы циклопических сооружений, остатки античных и раннесредневековых гражданских и оборонительных построек (руины городов Диоскурии - Себастополиса, Анакопии, Питиунта, 160 км Абхазской стены и др.).

С принятием христианства (VI в.) в Абхазии проникают византийские влияния. В культовой архитектуре VI-VIII вв., отличающейся геометрической простотой форм (церковь древней крепости в Гагре, одноапсидная базилика в Новом Афоне), проявляются вместе с тем местные строительные традиции (использование грубых квадров камня). В эпоху Абхазского (кон. VIII-X вв.) и Грузинского (X-XIII вв.) царств средневековая архитектура Абхазии достигает высокого расцвета. Постройкам этого времени свойственны сдержанная строгость и многообразие форм, скупость резного декора (базилики в Амбаре, Гантиади, стройные купольные базилики в Мокве и Лыхны, крестовокупольные храмы в Дранде, Новом Афоне, Агу-Бедиа, Пицунде и др.). К XI-XII вв. относятся дворец в Бедиа, однопролётный арочный мост на реке Басла, ряд крепостных сооружений (замок Баграта в Сухуме и др.). В период феодальной раздробленности (XIV-XVI вв.) и турецкой экспансии (XVI - начало XIX вв.) строительство резко сокращается; воздвигаются главным образом крепости и замки. С присоединением к России (1810 г.) и развитием капитализма (конец XIX - начало XX вв.) начинается рост приморских городов, строительство промышленных и административных зданий, частных дач, вилл, гостиниц и санаториев (гостиница и дворец в Гагре, дом Алоизи в Сухуме, санаторий в Гульрипше).

В народном зодчестве Абхазии сохраняются восходящие к глубокой древности плетёные и деревянные жилища с шатровой и пирамидальной крышей, прямоугольные или округлые в плане (акуаскиа, апацха, амхара, абора и др.). Распространено 2-этажное жилище (нижний этаж каменный, верхний - деревянный) с галереей по фасаду. В совхозах и колхозах расширяется строительство благоустроенных каменных зданий.

В Абхазии издревле развивалось изобразительное и декоративное искусство. К эпохам неолита и бронзы восходят древнейшие произведения мелкой пластики (статуэтки людей и животных, главным образом собак, овец и баранов, из глины и бронзы), образцы орнаментированной керамики, художественных изделий из металла (бронзовые топоры, пряжки, браслеты, застёжки, украшенные скульптурными и гравированными изображениями животных). Уникальны бронзовый ритон из села Бамбора (начало I-го тыс. до н. э.), мраморная рельефная стела (V в. до н. э.) из Сухума, ранневизантийская мозаика из Пицунды (IV-V вв.), чеканный золотой потир II в. из села Бедиа, миниатюры Моквского и Пицундского Евангелий начала XIV в., фрески XIV-XVI вв. в храмах Лыхны, Пицунды и др.

В становлении современного изобразительного искусства в Абхазии важную роль сыграли художественная студия, открытая в 1918 г. в Сухуми первым профессиональным абхазским художником А. К. Чачба, а также творчество художников А. И. Садкевича, В. С. Контарева, О. А. Сегаль, Л. Н. Невского и др.

В 1935 г. в Сухуми была открыта художественная школа и в 1937 г. - училище. Изобразительное искусство получило дальнейшее развитие. Живописцы (И. П. Цомая, В. Ф. Европина, Н. О. Табукашвили, В. Я. Щеглов, О. В. Брендель, Х. Т. Авидзба, С. Габелиа и др.) создают тематические композиции на исторические и революционные темы, натюрморты, пейзажи. Развиваются станковая и иллюстрационная графика (В. Д. Бубнова, Ч. В. Кукуладзе и др.), портретная и монументальная скульптура (А. И. Размадзе, М. Е. Эшба, В. Э. Иванба, Ю. В. Чкадуа). В декоративно-прикладном народном искусстве развиты ткачество, резьба по дереву, кости и рогу, чеканка и гравировка по металлу, вышивка золотыми и серебряными нитками, плетение узорчатых поясов.

Литература

Одним из источников, питавших абхазскую художественную литературу с момента её возникновения, явился фольклор. В абхазском фольклоре представлены многие жанры - от героических эпических сказаний о богатырях нартах и об Абрскиле до лирических песен и мудрых афоризмов. Первую попытку составления абхазского алфавита на русской графической основе сделал в 1862 г. русский языковед П. К. Услар. Первый абхазский букварь был издан в 1865 г. В 1892 г. вышла обновленная и исправленная "Абхазская азбука", составленная Д. И. Гулиа и К. Д. Мачавариани.

Основоположником художественной литературы был народный поэт Абхазии Д. И. Гулиа; в 1912 г. он издал свой первый поэтический сборник "Стихотворения и частушки". В 1919 г. начала выходить первая абхазская газета "Апсны" (ред. Д. И. Гулиа), вокруг которой собирались молодые писатели. В 1919 г. Д. И. Гулиа написал рассказ "Под чужим небом", положивший начало абхазской прозе.

В 1920 г. С. Я. Чанба опубликовал первую абхазскую драму "Махаджиры"; начал творческую деятельность поэт И. Когониа. В лучших своих поэмах, опубликованных в 1925 г. ("Абатаа Беслан", "Навей и Мзауч", "Хмыдж-охотник", "Зосхан Ачба и сыновья Беслана Жанаа"), он отразил героику народной жизни.

Музыка Абхазии

Абхазская народная музыка многоголосна. Двух- и трёхголосные песни абхазов необычайно своеобразны. Среди образцов народного творчества много песен, музыкальный строй которых свидетельствует об их древнем происхождении. К их числу относятся культовые песни, большое количество охотничьих и трудовых песен. Особое место в абхазском музыкальном фольклоре занимает историко-героический эпос, ярко отразивший суровую и мужественную жизнь народа и его характер. Новый быт и мироощущение выражены в современных народных песнях. Среди абхазских музыкальных инструментов - аюмаа (угловая арфа), ахымаа (инструмент типа цитры, трапециевидная рама со струнами), апхерца (двухструнный смычковый инструмент), ачарпан (род флейты) и др. В абхазских песнях инструмент обычно является аккомпанирующим, однако в национальном фольклоре встречаются образцы и инструментальной музыки.

Записями абхазских народных песен занимались К. Дзидзария, К. Ковач, И. Лакербай, Д. Н. Шведов, А. М. Баланчивадзе, И. Кортуа, А. Позднеев и др. На основе абхазского народного творчества созданы оперы: "Изгнанники" Шведова (постановка 1940, Москва, Ансамбль ВТО, отрывки), "Мзия" Баланчивадзе (постановка 1950), симфонические, камерно-инструментальные и вокальные произведения.

С 20-х годов XX века интенсивно развивается профессиональная музыкальная культура. В 1930 в Сухуме открыты Государственное музыкальное училище и музыкальная школа, при которых вскоре начали функционировать Народный хор под руководством П. Панцулая, симфонический и духовой оркестры, Государственный струнный квартет. В 1966 при музыкальном училище была организована Оперная студия.

В настоящее время большую творческую работу ведут Абхазская государственная филармония, Государственный ансамбль песни и танца А., хоровая капелла, симфонический оркестр, Дом народного творчества с его единственным в мире хором столетних народных певцов. Развито самодеятельное искусство.

Кухня Абхазии

Традиционная кухня абхазов складывалась под влиянием местных особенностей ведения хозяйства, природных и экономических условий. Основу рациона абхазов издревле составляли кукуруза, просо и молочные продукты, в прошлом рацион значительно пополняли дичь и съедобные дикорастущие растения.

Повседневным мучным блюдом абхазов является мамалыга (абыста) – густая кукурузная каша. Высокое содержание крахмала, витамина В1 и клетчатки положительно влияют на организм. Возможны вариации мамалыги: иногда ее заправляют кисломолочным сыром (айладж), иногда варят на молоке с сыром (ачамыква), из кукурузной муки делают пресные лепешки (амгял) или своеобразную халву (ацвырцма). Широко используются молодые початки кукурузы, их варят, жарят, пекут в костре. Из пшеничной муки обычно делают пирог с сыром (ачашь, или хачапур) и крупные вареники с сыром. Из молочных продуктов чаще всего употребляется в пищу кисломолочный сыр (ашвлагуан) и мацони (ахарцвы).

Мясо и овощи

Мясо в традиционной абхазской кухне варят большими кусками или жарят. Особенно популярно мясо животных или птиц, жареное на вертеле. Бульон, как правило, не используется, и супы не готовят.

Основное овощное блюдо, чаще всего подаваемое вместе с мамалыгой, готовят из зерен фасоли со специями (акуд). Очень распространены овощные блюда (зеленая фасоль, капуста, свекла, сассапариль) с грецким орехом. Такой своеобразный салат называется ачапа. К столу обязательно подают овощи: летом – свежие, зимой – соленые. Почетное место на столе всегда занимает зелень: петрушка, укроп, киндза, цицмат.

Аджика и приправы

Самой известной приправой традиционной абхазской кухни является аджика, этот «бренд» хорошо известен в России и в мире. Ароматная, острая пастообразная приправа добавляется практически во все блюда. Основной ингредиент аджики - красный перец, а также чеснок и сухие пряные травы. Аджика улучшает усвояемость пищи и пищеварение.

Популярны в абхазской кухне и острые ягодные соусы. Их делают из алычи, барбариса, ежевики, томатов с добавлением аджики и зелени, а подают к мамалыге и мясу.

Напитки и вино

Издавна в Абхазии производили и употребляли в пищу мед, из него готовили традиционный напиток – ацхадзюа, который широко использовался в народной медицине для лечения различных заболеваний.

Из алкогольных напитков широко распространено вино из красных и белых сортов винограда и виноградная водка – чача. Вино и чача всегда в достаточном количестве производились и производятся в крестьянских хозяйствах. В наше время широкую известность получили такие абхазские вина как «Букет Абхазии», «Псоу», «Лыхны», «Апсны», «Анакопия» и другие. Все эти и другие сорта вин производятся в Абхазии и сегодня.

Апацха

Четырехугольное плетеное строение апацха со второй половины XIX в. стало неотъемлемой частью традиционной абхазской усадьбы. Сейчас в городах апацхи играют роль ресторанов национальной кухни. Здесь в присутствии гостя на открытом очажном огне в чугунных котлах готовят блюда национальной кухни – абысту, акуд. В кухонной пристройке жарят свежепойманную форель или барабульку, мясо, которое коптится прямо над очагом, рядом с кружками сыра. Тепло очага согреет зимой, а за плетеными стенами будет прохладно летом. Гостеприимная обстановка, колоритный интерьер и приемлемые цены делают апацху популярной среди гостей и местных жителей.

Виноделие в Абхазии

Виноделие и виноградарство в Абхазии

Виноделием в Абхазии занимались с давних времен. Абхазское вино – один из самых древних напитков в истории человечества. Считается, что вино в Абхазии стали производить еще за несколько тысячелетий до нашей эры. Традиции виноделия передавались из поколения в поколение и их поистине можно считать вековыми.

Климат в Абхазии мягкий субтропический, что создает благоприятные условия для выращивания множества сортов винограда, в том числе и тех, которые произрастают только здесь.

Вина каждой местности отличаются собственным ярко выраженным характером. Своеобразие виноделия в Абхазии заключается в том, что основные сорта винограда, из которых производится вино, были некогда завезены в Абхазию. С течением времени они ассимилировали с аборигенными сортами, из которых наиболее известными являются Качич и Ауасархуа, дав в результате сугубо абхазские сорта, которых не найти больше нигде в мире, хотя они носят традиционные названия, распространенные и в других областях: Изабелла, Чхавери, Ркацители, Алиготе, Цоликаури и т.д.

О столь древнем происхождении виноделия в Абхазии свидетельствуют многочисленные археологические раскопки, в ходе которых были найдены остатки винных кувшинов, а также большие глиняные сосуды, зарытые в землю, в которых заливалось вино для последующего брожения и созревания. Такие сосуды использовались уже 8000 лет назад. Самый большой из найденных до сих пор в Абхазии был высотой 151 см, шириной 98 и диаметром горловины 37 см, вмещающий около 200 л вина. Такой способ хранения вина придает ему необыкновенный вкус и аромат. Традиции эти живы и по сей день. В деревнях во многих усадьбах есть подобные винные хранилища. Конечно такое производство не может быть массовым и самодельное вино, приготовленное подобным способом, используется в личных целях и открывается в основном по праздникам.

Сбор винограда в Абхазии производится с октября по декабрь, в зависимости от сорта. собранные гроздья давят, а полученную смесь из ягод и сока наливают в специальное деревянное корыто, в котором начинается процесс брожения, длящийся 3-4 дня. Затем перебродившее вино без каких либо добавок и красителей переливают на выдержку и хранение в специальные дубовые бочки или керамические амфоры.

Вино играет важную роль в проведении религиозных и светских празднеств и обрядов. Абхазы празднуют Новый год по старому христианскому календарю, с 13-го на 14-е января. Вечером 13-го открывают запечатанную керамическую амфору с вином, режут козу (или для каждого члена семьи— петуха). Но и, конечно, сырные пироги собственного изготовления и другие лакомства обязательны на столе. Глава семьи нанизывает кусочки вареной печени и сердца на небольшой деревянный вертел, поливает их вином и обращается с молитвой к Богу, прося благословления, здоровья и счастья семье. Затем каждому подается кусочек "благословленного" мяса и стакан вина. Графин с натуральным вином из амфоры — непременный атрибут застолья.

В Абхазии возделываются десятки сортов винограда. Из-за разнообразия микроклимата и особенностей почвы абхазских деревень даже из одного сорта винограда в различных местностях получается нередко отличающееся оттенками аромата и вкуса вино. Особенно любимо вино из сел Ачандара, Лыхны и Гарп.

Современное промышленное виноделие в Абхазии было создано в 1925 году на базе крестьянских хозяйств, а особого подъема достигло в 1960-1990 гг. За это время было освоено около 1500 гектар виноградников и созданы такие известные во всем Советском Союзе легендарные марки вин как "Букет Абхазии", "Псоу", "Лыхны", "Апсны", "Анакопия". Эти вина в те годы были удостоены высоких наград на международных конкурсах вин и пользовались огромной популярностью, как в Абхазии, так и далеко за ее пределами.

В 1999 году в виноделие Абхазии поступили инвестиции, в результате чего появилась возможность произвести полную реконструкцию Сухумского винного завода. В настоящее время этот завод представляет собой предприятие европейского стандарта. Завод оснащен суперсовременной итальянской линией, эмалированными емкостями для хранения и обработки виноматериалов, лабораторией техно-химического контроля. В результате освоения новой техники и технологий значительно повысилось качество абхазских вин, которые отгружаются на реализацию во многие города России и пользуются повышенным спросом. Сейчас на Сухумском винзаводе в год производят более 2,5 миллионов бутылок знаменитых абхазских вин.

Высокое качество продукции винзавода достигается сочетанием оригинальной технологии производства и более чем 100-летним опытом абхазских виноделов. Абхазские вина неоднократно получали высшие награды на российских и международных выставках и конкурсах. На Международном Форуме "Индустрия Напитков -ALCO & DRINKS SHOW" в г. Москве в октябре 2001г. золотыми медалями удостоились вина "Лыхны" и "Апсны", вино "Анакопия" получило серебряную медаль. На выставке "Вино-Водка-2002" в г.Сочи "Апсны" получило золотую медаль, вина "Чегем" и "Лыхны" завоевали бронзу.

Характеристика вин

"Псоу" - белое полусладкое вино из сортов винограда Рислинг и Алиготе (креп.- 9-11%). Выпускается с 1962 года.

"Анакопия" - белое полусухое вино из сортов винограда Рислинг и Ркацители (креп.- 9-11%). Выпускается с 1978 года.

"Лыхны" - красное полусладкое вино из сорта винограда Изабелла (креп.- 9-11%). Выпускается с 1962 года.

"Апсны" - красное полусладкое вино из сортов винограда Каберне и Саперави (креп.- 9-1 1%). Выпускается с 1970 года.

"Букет Абхазии" - красное десертное вино из сорта винограда Изабелла (креп. - 16%). Выпускается с 1929 года.

В мае 2002 года завод начал выпуск новых вин: белое сухое вино "Диоскурия", красное полусухое вино "Эшера", красное сухое вино "Радеда", красное полусухое вино "Амра", красное сухое вино "Чегем".

"Эшера" - красное полусухое натуральное вино из смеси винограда Изабелла с другими красными сортами.(креп. 9 - 11% об.)

"Чегем" - натуральное сухое красное вино. (креп. 10 - 12% об.)

"Амра" - красное полусухое виноградное вино, изготовлено путем сепажа отборных красных виноматериалов. (креп. 10 - 11% об.)

"Диоскурия" - натуральное белое сухое вино из отборных сортов белого винограда. (креп. 10 - 12% об.)

"Радеда" - красное натуральное сухое вино из винограда Изабелла. (креп. 10 - 12% об.)

С 2008г. появилось новое поколение бутылочных вин, произведенных в Абхазии:

"Абхазские Нарты" - красное полусладкое столовое вино (креп. 10-12% об.), изготовлено путем сепажа винограда лучших полусладких сортов (Кариньян, Шираз, Кабирне-Совиньен, Мерло, Каберне-Фрак)

"Каберне" - вино виноградное красное полусладкое (креп.10-12%об.), изготовлено из винограда сорта Каберне-Совиньен и Каберне-Фран. Аромат вина отличается богатым фруктовым букетом с пасленовыми тонами и оттенками вишневой косточки, с мягким, слегка терпким, бархатистым вкусом.

С 2015г. появились новые бутылочные вина:

"Арха"  - вино столовое сухое белое (креп. 10-12%об.), изготовлено из винограда белых сортов с преобладанием сорта "Ркацители", возделываемых в селениях Эшера, Бармыш, Джирхва. Характеризуется это вино светло-соломенным цветом, нежным букетом, тонким, сртовым ароматом с ярко выраженными цветочными тонами. Хорошо сочетается с белым мясом, рыбой, морепродуктами, а также салатами и фруктами.

"Рислинг" - коллекционное полусладкое белое вино, натуральное виноградное (10-11%об.), булилированно по старинным технологиям. Изготовлено из натурального сока винограда сорта "Рислинг", произростающего на южных склонах Гудаутского района. Обладает приятным ароматом, нежным вкусом.

***Вся информация об изготовлении и характеристиках бутылочных вин взята непостредственно с их этикеток.

Большой выбор вина как домашнего, так и бутылочного можно приобрести во время отдыха в Абхазии и непосредственно в баре гостевого дома "Сказка", г.Гагра.

Все вина Абхазии отличаются своей легкостью, ароматом, свежестью и неповторимым вкусом. Говоря о вине, нельзя не упомянуть и о традициях абхазского застолья, ведь натуральное вино в Абхазии является повседневным напитком. Для проведения любого застолья (кроме траурного) выбирают тамаду, одного из самых уважаемых людей. В Абхазии строго соблюдается иерархия и последовательность обязательных тостов. Любое застолье начинается ритуальным тостом, в котором абхазы неизменно обращаются к Всевышнему, прося его ниспослать благость, произнося буквально "Боже, даруй нам теплоту своих очей!" Точно также в начале каждого тоста обращаются к Всевышнему, чтобы он благословил того, о ком идет речь в тосте. Самые главные тосты (первый тост, тосты за народ, за Абхазию, за старших) обязательно поднимаются стоя! При этом, соединяя бокалы, младшие должны поддерживать свой бокал на более низком уровне, чем старшие, демонстрируя тем самым свое уважение. В ходе специального застолья (религиозно-обрядового или на свадьбе) тамада произносит тосты, держа в руке обрядовые сердце и печень жертвенного животного, нанизанные на фундуковую палочку.

Важно отметить, что культура винопития у абхазов требует от участников застолья не только проявления ораторского мастерства, но и умения пить, не пьянея, достойно заканчивая застолье так, будто ты и не выпил 20 бокалов вина. Ну, а эпилог абхазского пира, герои которого либо "гибнут", либо возносятся на вершину славы, - финальный рог. Он выносится хозяином дома как жезл застольной власти. Это обычно рог буйвола или быка. Правда, иногда в современных домах подают рог из хрусталя. Его выпивают в честь устроителей пира до дна. Выпивает тот смельчак, который чувствует в себе силы влить внутрь еще минимум литр и при этом сказать прочувствованную речь. Жаркую, как огонь в очаге, на котором готовилась пища и который согревал людей.

Дорога от первого до последнего тоста - длинная дорога. Обычно она заканчивается далеко за полночь. Люди неспешно, демонстрируя друг другу твердость походки, выходят из-за стола. Прощаются с хозяевами - до следующего застолья.

Современная Абхазия - это самобытная абхазская культура, в которой сочетаются современность и бережно хранимые традиции, величественные песни и зажигательные танцы. Побывав в Абхазии, вы сможете познакомиться с национальной пищей и убранством абхазского дома. В традиционном абхазском доме - пацхе - мало мебели, к которой привык европеец. Украшение стен - рога туров, оленей, шкуры зверей, гирлянды красного Перца, лука, кукурузы. На земляном полу полыхает костер, на котором жарится мясо, коптится сыр, варится в котле абыста (мамалыга), акуд (фасоль). Национальные рестораны в форме пацхи получили широкое распространение в Абхазии, поэтому ваше знакомство с абхазской кухней будет окружено небычайным национальным колоритом.

Абхазия - земля гостеприимных людей, и гостеприимство здесь не просто форма вежливости, а освященная веками традиция. На всякого гостя в Абхазии смотрят как на "Божью благодать", ведь гость приносит в дом 7 счастий, одно из которых - радость искреннего и дружеского общения за столом. Встречая гостя, хозяйка дома произносит специальную фразу и обводит рукой вокруг его головы, магически перенося на себя недуги и невзгоды гостя.

Гостю всегда предложат все лучшее, что есть в доме: душистое копченое мясо, поджаренное на углях, сдобренное травами и алой слезой граната, свежий сыр с аджикой, копченый сыр, румяный чурек, ароматную зелень, орехи в сладкой оболочке из виноградного сока, свежие овощи и кувшин с божественной "Изабеллой". Здоровая пища, восхитительная природа, взаимное уважение и доброжелательная атмосфера приоткроют Вам секреты абхазского долгожительства.

Обратная связь

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено